Open
Close

Доктор комаровский о развитии новорожденных и грудничков по месяцам. Психология воспитания детей до года Развитие ребенка по месяцам комаровский

Итак, в вашей семье счастливое событие — родился ребенок. Отныне ему предстоит пройти долгий путь от крохотного комочка до почти сознательного годовалого малыша. Неважно, с какой скоростью он будет развиваться, за первые 12 месяцев он научится очень многому и никогда больше не будет обучаться всему с такой скоростью (малыш учится наблюдать за окружающими, улыбаться, агукать, переворачиваться, сидеть на попе, ходить, играть и многому-многому другому…) . Молодым мамам не всегда понятно, есть ли у крохи проблемы в развитии или оно, наоборот, идет с опережением. Цель статьи — рассказать, какие изменения происходят с вашим ребенком в каждый из 12 месяцев его первого года, чему учится малыш в первый год своей жизни и как он воспринимает мир вокруг себя.

Каждый младенец, ровно также как и взрослый человек индивидуален и каждый ребенок развивается индивидуально, но, что-то общее в развитии новорожденных детей происходит одинаково.

Календарь развития по месяцам

Первый месяц

Сложный месяц для молодых мамочек. Первый месяц жизни новорожденного принято называть периодом адаптации. Практически 70% времени он спит. Сон весьма важен для младенца. Во сне он растет (в среднем в первый месяц ребенок вырастает на 2-3 см. ), а организм привыкает к новой обстановке. В период бодрствования хаотично машет сжатыми в кулачки ручками и согнутыми в колено ножками. Ближе к концу первого месяца ребенок уже способен удерживать ненадолго голову, фокусировать свой взгляд на ярких игрушка, лицах взрослых, издавать гласные звуки и прислушиваться к разговору окружающих.

Педиатры считают важным прикладывание в первые два часа жизни ребенка к груди мамы. Как они полагают, в это время между ребеночком и мамой создается «эмоциональный контакт». Это когда мама начинает чувствовать ребеночка на расстоянии, его ощущения, потребности.

Немало важным в этот период жизни ребенка является питание. В среднем за первый месяц ребенок набирает в весе около 600-700 гр. Ни в коем случаи не стоит во время питания торопить ребенка. Ведь когда он питается молоком матери, он также наслаждается в этот момент теплой и заботой матери.

При рождении у ребенка имеются врожденные рефлексы, благодаря которым он адаптируется в окружающей среде. Но в течение первых месяцев жизни часть из них пропадает. К таким рефлексам относятся рефлекс:

  • Сосательный (прикасания языка к предмету);
  • Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
  • Хватательный (прикасаясь к его руке, он сжимает ее в кулачок);
  • Поисковый (поиск груди матери);
  • Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками, как будто шагает) и многие другие.

Следующие рефлексы остаются с ребенком на всю его жизнь: моргание, чихание, зевота, вздрагивание и др.

Именно по рефлексам педиатры и детские психологи определяют состояние и развитие нервной системы ребенка. .

А мамам в первый месяц жизни ребенка нужно окружить его не только теплотой, заботой, безопасностью, но и также приучить его к концу первого месяца к режиму день-ночь.

В первые две недели не забывайте обрабатывать малышу пупочную ранку ().

  • Прибавка в весе примерно 600-700 грамм, в росте — 2-3 см.
  • Ест каждые 2 часа, в ночное время в среднем 3-5 раз.
  • Много спит, бодрствует 2-4 часа в сутки.
  • Действия пока рефлекторны.
  • Движения хаотичны, кулачки сжаты.
  • Когда ребенок лежит на животе, он старается поднимать голову.
  • Главный способ общения с миром — плач. Так ребенок дает понять, что голоден, что у него мокрый подгузник, что у него что-то болит или что он просто хочет внимания. Ребенок может хныкать или кряхтеть, так он тоже сообщает маме о дискомфорте.
  • Способен какое-то время фиксировать взгляд на неподвижных предметах — мамином лице или подвесной игрушке.
  • Реагирует на громкие и резкие звуки — звонка, игрушки, колокольчика. Он может прислушаться, вздрогнуть и даже заплакать.
  • Узнает мамин голос и запах, реагирует на них.
  • Если с ребенком все время общаются, то к концу 1 месяца начнет появляться его собственная «речь» — гуление, или агуканье.

Второй месяц

Второй месяц развития ребенка можно назвать периодом «оживления». В этот период он уже не только смотрит на ваше лицо, но и также может различать ваше эмоциональное состояние. Улыбаетесь вы ему или наоборот разозлены, спокойны или грустны. А когда вы подходите к его кроватке, то ребеночек начинает хаотично махать ручками и ножками. Во второй месяц жизни ребенок уже более уверенно держит голову. Ближе к концу второго месяца ребенок должен набрать в весе 800 гр, а рост его должен увеличиться еще на 3 см.

  • Вырос на 3 см, прибавка в весе составила от 700 гр до 1 кг.
  • Становится активнее — бодрствует в среднем по 15-20 минут в час. Может спутать день с ночью и захотеть играть и общаться, когда родители спят.
  • Способен поднимать и недолго держать головку.
  • Разводит руки в стороны, переворачивается с бока на спину.
  • Активно гулит, как бы пропевает звуки «а», «о», «у», сочетания «ага», «агу», «бу».
  • Демонстрирует «комплекс оживления». Он проявляется в широкой улыбке, протягивании к маме ручек и ножек и активном движении ими, гулении.
  • Успокаивается во время сосания и на руках.
  • Может провожать предмет взглядом, внимательно следить за приближающимися или удаляющимися объектами, поворачивать головку на источник звука.
  • Улучшается координация движений. Ребенок может раскидывать конечности в стороны, он уже нашел свои руки и с удовольствием их исследует — рассматривает, сосет пальчики.
  • Руки сжаты в кулачки, но можно расправить малышу ладошки и вложить туда погремушку, он попытается ее удержать.
  • Появляются первые попытки дотянуться до предмета.
  • Совершенствуется зрение, ребенок начинает различать цвета, появляется первое понимание, что мир полон красок.
  • Угасают рефлексы новорожденного.

Третий месяц

На третий месяц ребенок уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это поможет ему избавиться от образовавшихся газов в животе и поможет укрепить мышцы шеи и спины. А также не позволяйте ему подолгу лежать на боку, это может привести к искривлению позвоночника.

В этот период ребенок уже более сосредоточенно смотрит на яркие игрушки. Может разговаривать с собой, издавать не только единичные гласные звуки, но также согласные. Становится более любопытным к окружающим его вещам и событиям. Сам высовывает соску изо рта, а потом пытается ее обратно засунуть.

К концу третьего месяца ребенок должен прибавить еще около 800 гр в весе и 3 см в росте. Период между сном может составлять 1-1,5 часа. Обязательно окружайте его заботой и теплом. Чаще разговаривайте с ним, обнимайте, целуйте, берите на ручки и гуляйте с ним по комнате.

  • Рост — прибавка 3-3.5 см. Вес — прибавка 750 гр.
  • Удлиняется ночной сон, укорачивается дневной.
  • Лежа на животе, ребенок удерживает голову в течение 20-25 секунд, в вертикальном положении — до 15 секунд, легко поворачивает ее в разные стороны.
  • Поворачивается со спины набок, в положении на животе старается опираться на локти.
  • Улыбается, узнает близких, гулит, «поет» во время общения.
  • Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей.
  • Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания. Наблюдательные родители могут даже заметить первые проявления характера своего крохи.
  • Легко распознает источник света и звука.
  • Если мама держит ребенка над твердой поверхностью, он отталкивается от опоры и как бы «подпрыгивает» и сучит ножками.
  • Ладошки уже расправлены, малыш тянет ручки к предложенной игрушке и пытается ее схватить, пытается ударить по находящейся над ним погремушке. Попавшую в руки игрушку он обязательно потянет в рот.
  • Малыш уже нашел свои ноги, а руками старается исследовать личико.
  • Движения в целом приобретают произвольный характер.

Четвертый месяц

На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову. Реагирует и оборачивается на звук. Лежа на животике, может опираться на свои руки и выпрямлять их. Может самостоятельно тянуться к игрушке, хватать ее, близко рассматривать, пробовать ее на вкус. Определить свою маму от других людей.

  • Рост + 2.5 см, вес + 700 гр.
  • Переворачивается со спины на живот, хорошо держит голову и вертит ею в стороны, уверенно поддерживает тело на локтях, когда лежит на животе.
  • Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища.
  • Ползает на животе в кроватке или на коврике.
  • Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус.
  • У ребенка появляются любимые игрушки.
  • Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает.
  • При кормлении поддерживает грудь или бутылочку.
  • На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, появляются первые слоги — «ма», «ба», «па».
  • Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами.
  • Разглядывает свое отражение в зеркале.
  • Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго.
  • Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга.
  • Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается.
  • Реагирует, когда произносят его имя.

Пятый месяц

Это новый скачок в развитии Вашего ребенка. В этот период он уже может самостоятельно переворачиваться. Некоторые в этом возрасте пытаются сидеть на попе. Ползать по полу или кроватке на животике. Пытаются встать на ноги. Очень важно придерживать малыша за подмышки и учить его ходить. Для того чтобы натренировать мышцы ног и избавить его в дальнейшем от плоскостопия и «подпрыгивания» во время ходьбы. Ребенок уже четко может определить близких его людей от чужих. Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные. Учите его произносить самые простые слова, такие папа, мама, деда, баба. В среднем за пятый месяц Ваш ребенок прибавит в росте около 2.5 см, а весе около 700 гр.

  • Рост +2.5, вес + 700 гр.
  • Умеет переворачиваться со спины на живот и обратно, опирается на ладони, уверенно держит голову в вертикальном положении, смотрит по сторонам.
  • Может сидеть с опорой некоторое время.
  • Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей.
  • Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
  • Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает.
  • Играет во время еды.
  • Некоторые дети сосут пальцы на ногах.
  • С интересом разглядывает лица на картинках.
  • У большинства детей начинают прорезываться зубы.

Шестой месяц

В этом возрасте ребенок уже может отличить свое имя от другого имени. Может без помощи сидеть на попе, хотя самостоятельно приседать еще не может. Уверенно держит игрушки в руках, перекладывает их из одной руки в другую. Лежа на животике, может подтягивать ножки и пытаться встать на четвереньки. Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Многие в этом возрасте начинают кормить ребенка разнообразной пищей. Только старайтесь не давать ему соленую и сладкую пищу, т.к. почки и кишечник для этого еще не достаточно развиты. Проконсультируйтесь с врачом, какую пищу можно давать ребеночку в этом возрасте.

  • Рост +2.5 см, вес +700гр.
  • Самостоятельно садится и сидит некоторое время.
  • Ползает «по-пластунски», способен доползти до игрушки, лежащей в 10-20 см от него.
  • Встает на четвереньки и покачивается взад-вперед. Это важный показатель — так ребенок готовится к полноценному ползанию.
  • Наклоняется и поворачивается в разные стороны.
  • Пьет из кружки, если ее придерживать, играет с едой.
  • Поднимает упавшие предметы, перекладывает игрушку из руки в руку или из одной коробки в другую.
  • С интересом изучает и может ломать окружающие предметы.
  • Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка.
  • Находит взглядом крупный объект, о котором говорит мама.
  • Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
  • С удовольствием играет в «ку-ку», может хлопать в ладоши.
  • Внимательно слушает человеческую речь и воспроизводит звуки и слоги, активно лепечет. Появляются согласные «з», «с», «в», «ф».

Седьмой месяц

На седьмой месяц ребенок уже становится непоседой. Он с легкостью может самостоятельно перекатываться со спины на животик или на бок. Различает предметы и если его попросить, к примеру, сказать, где находятся часы, он, немного покрутив головой по сторонам, покажет их. С помощью поддержки посторонних может ходить, самостоятельно ползать преимущественно назад. Бьет игрушки друг об друга, бросает их и сосредоточенно смотрит, как они падают на пол или бьются об стену, часто при этом улыбается.

Дети в этом возрасте любят купаться, так как уже уверенно сидят и могут играть игрушками. Поэтому нужно в этот период приучать к купанию. Рассказывать какая часть тела как называется и потом просить, чтобы он их показывал и называл. Для того, чтобы он запоминал как они называются.

В плане рациона будет полезно давать ребенку в этом возрасте немного творога и мяса, чтобы восполнить запас кальция в организме, для дальнейшего его роста и ускорить процесс прорезывания зубиков. Калия, для нормальной работы сердца и белка, для роста мышц.

Старайтесь следить в этом возрасте за чистотой пола, игрушек и тех предметов, которые ребенок может схватить. Потому что в этом возрасте он будет их пробовать на вкус, т.е. все что попадется, будет засовывать в рот.

К концу седьмого месяца ребенок должен прибавить в весе в среднем около 550-600 гр и росте 2 см.

  • Рост +2 см, вес + 600 гр.
  • Уверенно сидит, прямо держит спину, иногда опирается на руку.
  • Появляется или совершенствуется навык ползания, некоторые дети ползают задом.
  • Снимает пищу с ложки, пьет из кружки с поддержкой.
  • Сам встает у опоры, способен простоять некоторое время.
  • Любит «ходить», когда мама поддерживает его под мышки или за руки.
  • Совершенствуются хватательные движения, развивается мелкая моторика рук. Ребенок в восторге от пальчиковых игр — «Сорока-ворона», «Ладушки».
  • С удовольствием изучает свойства окружающих предметов: стучит ими, трясет, бросает на пол, разбирает, ломает, тянет в рот. Может держать по игрушке в каждой руке и стучать ими друг о друга.
  • Показывает, где у него находятся глаза, нос, рот, уши, изучает себя руками и при помощи рта.
  • Начинает копировать поведение взрослых.
  • Активно лепечет, пропевает звуки «та», «да», «ма», «на», «ба», «па», появляются звукоподражания «ав-ав», «ква-ква» и другие.
  • С удовольствием разглядывает картинки в книжках, листает страницы.
  • Определяет по тону голоса, что значит «нет».

Восьмой месяц

В этом возрасте главное не оставлять одного ребенка на высоте. Так как он уже может самостоятельно передвигаться, садиться. С интересом рассматривает новые игрушки. Может по фотографии определить маму и папу от посторонних людей. Может понимать игру «ладушки» или всем известную «ку-ку». Если его попросить помахать вслед рукой, он с удовольствием Вам помашет ее. Немного начинает понимать то, о чем его просят. Пытается кушать самостоятельно.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Очень привязан к маме, даже недолгое расставание переживает очень болезненно, остерегается незнакомых людей.
  • Сам сидит, встает, ходит приставными шагами у опоры и вперед, держась за руки.
  • Свободно перемещается в знакомом пространстве.
  • Может выполнять несложные поручения — принести, показать.
  • Действия с предметами становятся соотносящими: ребенок накрывает баночки крышками, нанизывает кольца пирамидки.
  • Диапазон эмоций расширяется, можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость.
  • Появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «дай».
  • Словарный запас активно растет, постоянно появляются новые лепетные звуки и слова.
  • Любит слушать музыку, танцевать под нее, хлопать ручками и топать ножками.

Девятый месяц

Хватаясь за рядом стоящий стул, диван или манеж, ребенок может самостоятельно подняться и передвигаться, держась за них. Падает, плачет и встает обратно. В этот период ребенок учиться ходить самостоятельно. Любит повторять слова за взрослыми, точнее слоги. Уже может пить из чашки, которую придерживает взрослый.

  • Рост +2 см, вес +600 гр.
  • Встает из положения сидя, садится из положения лежа, стоит и ходит с опорой. Пытается залезть на диван, стул, кресло, открывать ящики.
  • Разворачивается во время ползания.
  • Знает, куда класть игрушки и куда мама убрала тот или иной предмет. Хочет достать все, что его окружает.
  • Активно проявляет эмоции по отношению к родителям — недоволен и вырывается, когда мама чистит ему уши или стрижет ногти, пугается, если потерял маму из вида.
  • Пытается манипулировать взрослыми при помощи крика и плача.
  • Пробует сам есть ложкой и проявляет первую самостоятельность в одевании.
  • Совершенствуется мелкая моторика — ребенок может брать мелкие предметы, засовывает пальцы в дырочки. Умеет мять кусочек пластилина и рвать бумагу.
  • Запоминает названия предметов, может показать их.
  • Повторяет действия взрослых и может выполнить некоторые поручения. Любит делать все публично, повторяет действие, если его попросят.
  • Знает значения слов «ложись», «дай», «иди», «сиди».
  • Активно развивается речь. Формируется собственный «язык» ребенка, понятный только близким людям.

Десятый месяц

В этом возрасте движениями ребенок подражает взрослым и животным. Может самостоятельно играть с игрушками, уверенно держит их в руках. Пальцами может перелистывать книжки. При помощи взрослых может играть с другими детьми. Понимает, когда ему говорят «нельзя».

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Садится из положения стоя, быстро передвигается ползком, может стоять без опоры и пытается ходить.
  • Любит танцевать, притопывать, хлопать в ладоши.
  • Мелкие движения пальцев становятся более совершенными, ребенок удерживает в одной руке два или три небольших предмета.
  • Выполняет усложненные действия: открывает и закрывает, прячет, забирает.
  • Повторяет движения и воспроизводит мимику взрослых.
  • Пользуется преимущественно одной рукой.
  • Понимает, что нужно делать с предметами — катает машинку, толкает неваляшку, собирает пирамидку, строит башенки из двух-трех кубиков.
  • Любит класть предметы друг в друга, перетаскивать их с места на место.
  • Больше интересуется мелкими предметами, чем крупными.
  • Находит логические связи — например, машинку может подвинуть при помощи палочки или тапка.
  • Может показать части лица у себя, у мамы, у куклы.
  • Может произносить названия окружающих предметов, животных.

Одиннадцатый месяц

Это уже практически «взрослый ребенок». Он самостоятельно передвигается с поддержкой, садится, ползает, встает. Понимает простые просьбы. Может назвать большинство предметов. Учится произносить первые слова, правда пока с интонацией.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Активно передвигается, садится, встает, ложится, может пройти небольшое расстояние без опоры.
  • Старается проявлять самостоятельность — ест ложкой, пьет из кружки, одевает носки и обувь.
  • Очень ярко реагирует на новую игрушку, на незнакомую обстановку, чужих людей.
  • Понимает строгую речь. Знает, что такое «нельзя», понимает по маминой реакции, хорошо или плохо он поступил.
  • Любит похвалу.
  • Много лепечет и общается на своем «языке», отчетливо говорит слова «мама», «папа», «баба».
  • Использует разные средства выражения своих желаний, кроме плача — показывает пальчиком, переводит взгляд.
  • Машет рукой при прощании.
  • Утвердительно кивает или отрицательно качает головой.
  • Любит музыкальные игрушки, яркие иллюстрации в книжках.
  • Захватывает бусины или фасоль указательным и большим пальцем.

Двенадцатый месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять. Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается — одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия — малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами — телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях — «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку. Словарный запас малыша в год — 10-15 слов.

Все приведенные выше показатели условны. Развитие ребенка зависит от многих моментов — это и наследственность, и бытовые условия, и социальная среда. Получайте радость от общения со своим малышом, хвалите его за успехи и не расстраивайтесь, если он пока чему-то не научился. Всему свое время. Ваш ребенок — самый лучший, и в ваших силах помочь ему стать гармоничным развитым маленьким человечком.

Обобщили:

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Таблица прибавки роста и веса

Открыть таблицу

.

Фильм: Развитие ребенка по месяцам — календарь физического и психического развития малыша до года

Можете сразу перейти к нужному месяцу и изучить подробные статьи:

Возраст Средняя прибавка в росте Средняя прибавка в весе
Месяц 1 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 2 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 3 3 — 3,5 см. 750 г.
Месяц 4 2,5 см. 700 г.
Месяц 5 2,5 см. 700 г.
Месяц 6 2,5 см. 700 г.
Месяц 7 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 8 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 9 1,5 — 2 см 550 г.
Месяц 10 1 см.
Просмотры: 49 140

Как развивается маленький человечек в первый год жизни? О физическом, нервно-психологическом и умственном развитии своего ребенка думает каждый родитель. Поэтому для вас, уважаемые мамы и папы, мы публикуем таблицы, составленные Всемирной организацией здравоохранения, с приблизительными параметрами развития деток.

Развитие каждого новорожденного происходит в индивидуальном порядке. Поэтому параметры, представленные в таблице ниже, имеют средние показатели по развитию малыша до одного годика. Допустимо, если от этих норм есть небольшие отклонения. Стоит помнить, что мальчики и девочки развиваются по-разному. В том случае, если дети долгое время не достигают норм в своем возрасте, надо обратиться к специалисту.

Возраст (месяц) Рост (см) Вес (кг) Окружность головы (см) Окружность груди (см)
Новорожденный ребенок 49,0 — 54,0 2,6 — 4,0 33,0 — 37,0 31,0 — 35,9
1 52,0 — 55,0 3,0 — 4,3 35,8 — 37,2 34,0 — 36,0
2 55,0 — 57,0 4,5 — 5,0 37,5 — 38,5 36,0 — 38,0
3 58,0 — 60,0 4,0 — 6,0 38,0 — 40,0 36,0 — 39,0
4 60,0 — 63,0 4,5 — 6,5 38,0 — 40,0 36,0 — 40,0
5 63,0 — 67,0 6,5 — 7,5 37,5 — 42,2 37,0 — 42,0
6 65,0 — 69,0 7,5 — 7,8 42,0 — 43,8 42,0 — 45,0
7 67,0 — 71,0 8,0 — 8,8 43,8 — 44,2 45,0 — 46,0
8 71,0 — 72,0 8,4 — 9,4 44,2 — 45,2 46,0 — 47,0
9 72,0 — 73,0 9,4 — 10,0 45,2 — 46,3 46,5 — 47,5
10 73,0 — 74,0 9,6 — 10,5 46,0 — 47,0 47,0 — 48,0
11 74,0 — 75,0 10,0 — 11,0 46,2 — 47,2 47,5 — 48,5
12 75,0 — 76,0 10,5 — 11,5 47,0 — 47,5 48,0 — 49,0

Психологическое развитие и физические особенности от появления на свет до трех месяцев

С развитым зрением и слухом ребенок рождается. У малыша активно проявляются рефлексы. Он моргает, сосет, глотает, хватает сразу же после рождения. А вот переворачиваться новорожденные еще не в состоянии. Как и держать голову, когда лежит на животике.

1 месяц

А вот в один месяц ребеночек уже может поднять головку на считанные секунды, когда

лежит на животе. В этом возрасте у малыша появляются реакции ответные на посторонние громкие звуки. Это состояние ребенок выражает прижиманием рук к телу, разводит их. Лежа на спине, кроха имитирует ходьбу ножками.

2 месяца

Когда родители держат новорожденного столбиком, то он может держать голову более

минуты, иногда – почти две. А лежа на животе, ребенок в состоянии поднять головку и даже грудь. Кроха активно ворочает голову в разные стороны, внимательно разглядывает окружение. В этом возрасте у ребенка развивается вестибулярный аппарат. Предметы, которые двигаются, малыш может ухватить ручками.

3 месяца

В этом возрасте малыш может удержать от одной до трех минут голову. 3-месячный ребенок в состоянии приподняться, когда лежит на животике, опереться на локти. У крохи нет уверенной координации, когда он крутится или переворачивается. Появляется еще больший интерес к игрушкам. Малыш к ним тянется. Свои пальцы он запихивает в ротик. Пеленку, на которой лежит, ребенок тянет, хватает. А при появлении родителей, малыш становится радостным. Он смеется, улыбается, гулит. На резкие звуки откликается, поворачивая голову.

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Движения слабо координируются. Руки и ноги в согнутом состоянии. Все построено на безусловных рефлексах. Сосательный и хватательный рефлексы особенно проявляются. Может поворачивать голову к концу одного месяца. Лицо или игрушку может удерживать в поле зрения несколько минут. Следит глазками за движущимся по дуге игрушками («автоматическое слежение»). Постепенно рассасывается слизистая жидкость в барабанной перепонке, поэтому улучшается слух. Ребенок прислушивается к голосу, погремушке.
2 Активные движения развиваются. Малыш руки отводит в стороны, поворачивает голову. Лежа на животе может на 5 секунд приподнять головку. Движения рук совершенствуются: 2-3 секунды ребенок ударяет по погремушке, удерживает ее. За движущимися объектами следит течение 10-15 секунд. Свой взгляд на игрушке или лице фиксирует на 20-25 секунд. Может трехмерно воспринимать предметы. Сосредотачивается на звуках 5-10 секунд. Поворачивает головку в сторону звуков.
3 На руках у взрослого удерживает головку в течение 30 секунд. И около одной минуты, лежа на животе. В этом положении малыш приподнимается на руках, опирается на локти. Когда ребенка держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность. Его ноги при этом выпрямляются. Малыш может выгибаться, при этом становиться на мостик. Превращается в сознательный захват хватательный рефлекс. Ребенок следит за движущейся по дуге игрушкой заинтересованно, а не автоматически. Рассматривает свои руки минут пять. Ребенка интересуют многие близкие объекты, которые находятся примерно до 60 сантиметров от глаз. У ребенка формируется восприятие звука. Малыш сначала глаза отводит в сторону звука, а потом поворачивает голову. При громких звуках напрягается, замирает, морщится, может заплакать.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу одного месяца ребенок улыбается в ответ родителям на ласковую интонацию. Прислушивается к голосу. Стучит ногами, машет ручками в ответ на громкую речь. У ребенка формируется оживленная реакция на близких. Издает гортанные звуки – э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Ребенок адаптируется к окружающему миру. У малыша возникает интерес к предметам. Развивается скоординированное движение рук и глаз.
2 Малыш улыбается, когда к нему обращаются. При этом стучит ногами и руками. Появляется гуление: аг-к-х, к-хх. Разные интонации при крике. К внешним объектам интерес больше. Зрительно-ориентировочные реакции становятся лучше.
3 У ребенка оживление проявляется на 100 %. Это его первый сознательный акт поведения. Он взаимодействует со взрослыми глаза в глаза. Малыш издает гласные и их сочетания – аэ, ау, ааа, а-гу. К окружающему миру у ребенка появляется сознательный интерес.

Психологическое развитие и физические особенности от четырех месяцев до шести

4 месяца

Когда грудничок лежит на спине, он приподнимает головку. А если поставить его на ноги, то он будет ими уже твердо упираться. В этом возрасте ребенок начинает сидеть. Он способен перевернуться со спины на животик. Лежа в таком положении, тело приподнимает и упирается ладонями. Хватает предметы. Ведет наблюдение за ними.

5 месяцев

Ребенок садиться. Но его спинка при этом еще не совсем ровная. Когда малыш держится за руки взрослого, то он будет на ногах устойчиво держаться. В этом возрасте кроха пытается перевернуться с живота на спину. Погремушку или другой предмет малыш может долгое время держать в руке. Ребенок уже узнает маму и папу. Посторонних он может бояться. По мнению доктора Комаровского, кроха в 5 месяцев начинает понимать интонации мамочки. Также — ее эмоции.

6 месяцев

Кроха может сесть в полгода. Спина у него ровная. Может поворачиваться. Когда мама, папа немного помогут, то малыш в полгода встает и немного переступает. В этом возрасте он встает на четвереньки, может начать ползти. Погремушки разбросанные может поднимать. Ими ребенок уже активно машет. В полгода ребенок может начать выражать свои просьбы. Гуление сменяют звуки: «МА», «ПА», «БА».

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Ребенок самостоятельно поворачивается на бок. Пытается перевернуться. Игрушку держит уверенно. Ее тянет в рот. Во время еды, малыш прикасается к маминой груди или бутылочки со смесью, придерживать их старается. Родных малыш узнает. Им в ответ улыбается. И в зеркале он узнает себя. Примерно три минуты ребенок наблюдает за погремушкой. Слушая музыку, ребенок замирает. Он ворочает головой в сторону раздающегося звука. Малыш может различить чей-либо голос.
5 Ребенок, лежа на спине, как бы пытается встать: он приподнимает головку и плечки. Когда лежит на животе, он пытается приподниматься и опираться на ладони. Может короткое время сидеть, придерживаясь ручками за опору. Тянет игрушки в рот, изучает их, щупая. Появляются навыки: малыш ест из ложки еду полугустой консистенции. И из кружечки пьет воду. Близких и незнакомых ребенок различает. 10-15 минут наблюдает за предметом. Ребенок может различать интонации говорящих людей. К источнику звука он поворачивается всем телом.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
4 Ребеночек смеется по-настоящему. Он это делает в ответ на улыбку. Малыш может отреагировать на щекотание. И ему требуется больше внимания. Малыш еще гулит. Но у него появляются не только гласные звуки, но и слоги. Наступает третий этап сенсомоторного интеллекта, когда ребенок что-то делает целенаправленно. В этом возрасте идет развитие реакций на новшества. Начинается осмысление причинно-следственных связей.
5 Малышу хочется участвовать в общении, он пытается обратить внимание на себя. Воспринимает других детей с удовольствием. У ребенка появляется певучее гуление. Он произносит гласные: оо, аа, эу, ээ, ай, хаа, маа и другие. Малышу интересны как близкие предметы, так и те, которые находятся на расстоянии метра. Ребенок начинает понимать, что у него есть и другие части тела кроме ручек.
6 Ребенок начинает чувствовать любовь и привязанность взрослых. Он ожидает похвалы от них. А это значит, что общение становится ситуативно-деловым. Может говорить некоторые лепетные слоги. Может произнести примерно 30 – 40 звуков. Может ставить цель и выбирает способ для ее достижения. К примеру, чтобы дотянуться до понравившейся игрушки, ребенок отодвигает в сторону другую игрушку.

Психологическое развитие и физические особенности от семи до девяти месяцев

7 месяцев

Ребенок уверенно сидит долгое время. В таком положении малыш может делать наклоны. Кроха хорошо ползает. Стоять на коленках он может, если есть опора, например, диван или стул. А держась за маму или папу, ребенок может шагать и стоять. Ему нравится собственное отражение в зеркале. Если взрослые называют предметы, то малыш находит их взглядом.

8 месяцев

Дети в этом возрасте без посторонней помощи встают на ноги. Сидят без поддержки. Хлопают в ладоши, играя в игру «Ладушки». С помощью старших малыши с радостью шагают. У деток мимика на лице становится разнообразной. Видны удивление и испуг. По лицу можно определить заинтересованность. Дотягиваются до нужных им предметов настойчиво. Долго могут играть. Интересуясь игрушками, детки кидают их или стучат ими.

9 месяцев

Ребенок, когда встает на ноги, может не принимать поддержку взрослого. Причем, встает малыш из разных положений. Он шагает, держась за предметы мебели. Ему интересно взбираться на скамеечку, подушку и другие высокие объекты в доме. У крохи развивается моторика.

Он уже пытается складывать игрушки из разных частей. Двигает машинки и интересуется конструктором. Если мама попросила подать мяч или помахать рукой, то эти просьбы малыш может исполнить. Играет ребенок в основном сидя. Он с легкостью запоминает слова.

Предметы любит искать. Называйте малыша по имени, и он будет откликаться. Различает форму, размер и цвет предметов.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
7 Сидит без опоры. Со спины на живот и обратно переворачиваться. Ползает на четвереньках. Любит бросать игрушки. Самостоятельно дотягивается к предметам. Берет игрушку в руку. Ею стучит и размахивает. Из кружки уверенно пьет (из рук взрослого), придерживает ее. Ест с ложки. Сухарь или сушку малыш долго слюнявит.
8 Ребенок, держась за опору, сам встает на ножки. Переступает ими, если мама или папа поддерживают. Сидит и ложится самостоятельно. Ползает подолгу. Тянет руки к кружке, из которой обычно пьет сам, если она в руках у взрослого. Хлеб может сам держать в руке и кушать. В это время ребенка уже можно учить садиться на горшок.
9 Если малыш рукой держится за что-то, то он может делать различные действия. Например, приставными шагами идти к взрослому и свободной рукой хвататься за другую опору. Сидит ребенок уверенно до 15 минут. Хорошо ползает. Придерживает кружку, когда пьет (чашку держит мама ли папа). Не капризничает, когда сидит на горшке (если начали приучать).

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
7 Старается обращать на себя внимание. Ребенку важно играть вместе с взрослыми. От поцелуев и ласк родственников он может отказываться. Лопочет активно. Может четко говорить: ба-ба-ба, ма-ма, па-па-па, а-ля-ля. У ребенка развивается понимание причинно-следственных связей. Он кидает игрушки и смотрит, куда они падают. Когда малыш голодный, то он смотрит в сторону комнаты, где он обычно ест (кухни).
8 Наступает кризис восьми месяцев. В это время малышу нравится общаться только с близкими, а незнакомых людей он сторонится. При них он может плакать или беспокоиться. Произносит слоги и слогосочетания: а-ля-ля, а-де-де, ай, хэ, а-ба-ба, а-дять и другие. Наступает четвертая стадия сенсомоторного интеллекта: ребенок начинает действовать целенаправленно. Малыш изучает и исследует свое окружение.
9 В этом возрасте ребенок может испытывать гнев, страх, удивление, радость. Ему хочется общаться со взрослыми. Нравится, когда они с ним играют и разговаривают. У малыша в речи возникают первые указательные слова. Их понимают в основном только родные и близкие. Ребенок знает, что есть запрещающие слова – «нельзя», «нет». Также понимает поучения – «поцелуй маму» или «покажи, как…». Малыш отделяет себя от взрослых. Воспринимает себя, как центр вселенной. У ребенка развивается долговременная и рабочая память.

Психологическое развитие и физические особенности от десяти месяцев до года

10 месяцев

В этом возрасте малыш самостоятельно становится на ноги и может пойти. Он шагает, держась ручкой за руку взрослого. Мелкие игрушки кроха берет пальцами. Если понравившиеся ему предметы у него забирают, то обижается, капризничает. Ребенок подражает движениям взрослого. Малыш может прятать и находить, бросать и поднимать, открывать и закрывать. Односложные слова малыш уже может произнести.

11 месяцев

Кроха развивается очень активно. У него ключевые навыки прекрасно развиты. На игрушки, предметы мебели, части тела и животных малыш указывает.

Выполнить может простые указания, «Да»-«Нет» выражает, качая головой. Этот возраст хорош для того, чтобы развивать мелкую моторику. Например, ребенок может разорвать листок бумаги двумя пальцами. Взрослым необходимо уделять внимание развитию детской любознательности.

Ребенка надо хвалить. Как можно больше с малышом необходимо разговаривать.

Один год

В этом возрасте у малыша наступает нелегкий этап развития. Девочки зачастую развиваются быстрее, чем мальчишки. В год ребенок умеет самостоятельно ходить. Если малыша позвать по имени, то он подойдет к взрослому. Без помощи ребенок может присесть и выпрямиться. Не присаживаясь, поднимает с пола игрушки. Сложные просьбы малыш выполняет. Он может принести какой-нибудь предмет из другого помещения или открыть дверь. Ребенку интересно снимать с себя одежду. Ему нравится купаться. Примерно 10 слов кроха уже должен говорить. В 12 месяцев малышу нравиться наблюдать за машинами, людьми.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Самостоятельно недолгое время стоит без опоры и поддержки. У ребенка закрепляются умения и навыки, которые были приобретены ранее.
11 Не опираясь, стоит примерно пять секунд, балансируя руками. Ноги при этом у ребенка расставлены. Малыш первые шаги пытается делать. Когда взрослый его поддерживает, то ребенок шагает уверенно. Продолжается у ребенка закрепление умений и навыков, которые были приобретены ранее.
12 Ребенок самостоятельно может пройти три метра. Приседает и поднимается свободно. Малыш наклоняется и поднимает с пола игрушки. Может залазить вверх по лестнице. Малыш пьет из чашки сам, без поддержки мамы или папы. Ложку держит уверенно, водит ею по тарелке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У малыша формируется привязанность к людям, которые значимы для него. Он прекрасно идет на контакт с другими детьми. Ребенок повторяет отдельные слоги за взрослыми. Общается на языке, который только близкие хорошо понимают. Ребенок понимает слова «где», «дай». У малыша усложняются все ощущения качественно: тактильное восприятие, слух, вкус, запах.
11 К другим деткам избирательно относится. Общаться с ними ребенку в радость. Малыш лепечет с ними. Игрушки может взять у других деток. Говорит одно-два слова. Звукоподражания «би-би», «ав-ав». Понимает и выполняет просьбы. Например, «покорми куколку», «покатай машинку». Ребенок учится управлять своими действиями. Он мысленно организует информацию, которая поступает.
12 Испытывает разные эмоций, которые базируются на чувстве «отделения» от взрослого. Ведь малыш уже может сам передвигаться. За взрослыми повторяет слоги. Лепетанием обозначает отдельные предметы и понятия. Если предмет/игрушку не показывать, то ребенок понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения: «принеси», «покажи», «дпй», «найди…», «отнеси на место». У ребенка – пятая стадия развития сенсомоторного интеллекта. Понимает категории явлений и предметов (мебель, животные, еда). У малыша формируется произвольное внимание.

Доктор Комаровский о развитии детей

В своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках известный доктор Комаровский интересно и подробно рассказывает о детях и их развитии. Много говорит Комаровский о педиатрии. Из его лекций и изданий также можно многое узнать об основных этапах развития и роста ребенка, об уходе за ним, о кормлении малыша. Причем, доктор описывает не только питание по ВОЗ, но и свою авторскую методику прикорма.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Как развивается малыш с рождения до годовалого возраста. На какие нормы опираться чтобы следить за развитием и контролировать процесс.

Календарь развития ребенка до 1 года по месяцам позволяет новоиспечённым мамам следить за тем, как их кроха формируется и овладевает различными навыками. Это основные этапы, которые проходит девочка либо мальчик. Ранее развитие ребенка происходит по следующим направлениям:

  • Физическое развитие — включает в себя овладение различными движениями, в том числе ходьбой.
  • Эмоциональная сфера ребенка включает в себя формирование различных эмоций и умения выражать свои желания.

Важным этапом для формирования личности является развитие речи ребенка до года, поскольку именно в этот период закладываются основы будущего общения.

Иллюстрация развития ребенка по месяцам

В первый год жизни происходит интенсивный рост крохи, в этот период он активно набирает вес. Среднестатистические нормы развития ребенка — вес и рост, можно посмотреть в таблице, которая показывает колебания основных антропометрических параметров, поэтому незначительные отклонения не должны вызывать беспокойства у родителей.

Антропометрическая таблица развития ребенка – показывает средние данные прибавки веса, роста и окружности головы малыша.

Простой и трудный одновременно период в жизни малыша – первые три месяца. В этот период идёт перестройка пищеварительной системы. Повышенное газообразование и вздутие животика беспокоит малыша – он кричит и плачет. Есть много способов помочь ему преодолеть недуг, один из них

1 месяц: спим и кушаем

В первый месяц жизни у младенца происходит формирование зрения и слуха. Чадо начинает реагировать на движущиеся объекты и напевную речь. Так как на этом жизненном этапе малыш бодрствует очень мало, стоит посвятить большую часть времени физическому развитию: массаж, легкая зарядка. Что поспособствует более быстрому развитию зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

Я не сплю, я не сплю – сплю – плю….

К окончанию 1 месяца лицо крохи приобретает определенные черты. Теперь при внимательном рассмотрении можно определить, на кого он похож. Постепенно исчезает гипертонус мышц, малыш расслабляет свои ручки и ножки и начинает ими активно двигать. Как правило к концу 1 месяца полностью заживает пупочная ранка, и на ее месте образуется красивый пупочек.

2 месяца: улыбнись мне, мама!

Ещё не очень уверенно, но маленький человек, . Помочь ему в этом можно с помощью любимой игрушки. Выставляя её перед малышом, мотивируем желание поднять голову и рассмотреть игрушку, тем самым укрепляя мышцы шеи.

Пожалуй на животе шире обзор

В этом возрасте карапуз овладевает, пожалуй самым приятным для родителей, навыком — улыбкой, которая уже отличается от той гримасы, которая была раньше. В 2-х месячный малыш способен узнавать свою маму по голосу и запаху, но продолжает постоянно за ней следить и изучать. Двигательная активность ребенка значительно возрастает, поэтому следует внимательно следить за ним и не оставлять без присмотра.

От рождения до 3 месяцев

Кроха учится самостоятельно переворачиваться с боку на бок. Можно ускорить процесс обучения и помочь малышу в освоении переворотов. Устав играть на животе, ребёнок начинает кивать головой, а то и вовсе класть её на диван. В этот момент достаточно протянуть ему палец. Малыш схватится за него, теперь — немного потянуть в сторону, и кроха перевернётся на спину.

Нужно отдохнуть и подумать

Через несколько минут таким же способом необходимо пробовать перевернуть его в исходное положение.

К 3 месяцам организм малыша уже полностью адаптируется к существованию вне. Наблюдаются положительные изменения в работе пищеварительной системы, и кроха обычно перестает мучиться от кишечных колик, проблемы с животом почти исчезают. С прикормом пока стоит повременить — идеальным питанием продолжает оставаться грудное молоко, а для профилактики рахита специалисты назначают прием витамина D.

4 месяца: играем с погремушками

Теперь дети бодрствуют дольше, а общаться с ними становится с каждым днём интереснее. Необходимо дать малышу понять, что он вполне . Не показываясь в поле зрения ребёнка, важно знать, чем он занимается. Достаточно услышать звук вращающейся «карусельки» над кроваткой или стук погремушки, и можно продолжать свои дела, оставив малыша минут на 15.

Моя погремушка

Играя самостоятельно, ребёнок начнёт составлять сложные звукосочетания. Так и до первого слова недалеко.

Натянутая поперёк кроватки погремушка послужит первым спортивным тренажёром. Стараясь дотянуться до неё ножками, малыш укрепит мышцы спины.

Желудок уже значительно вырос, поэтому ребенок может спокойно проспать 6 часов подряд. Несмотря на это, полностью отказаться от ночных кормлений вряд ли удастся. Малыш требует постоянного внимания.

5 месяцев: попытки подняться и сесть

К этому возрасту почти исчезает гипертонус мышц, движения приобретают согласованных характер. Малыш узнает маму, папу и окружающих людей, а также умеет различать детали их внешности.

Слегка потерял равновесие

Ребенок все чаще делает попытки самостоятельно подняться, цепляясь за прутья кроватки, и сесть. Во время игр необходимо вынимать его из кровати, перенося в манеж, кресло или выпуская на ковёр. Так кроха привыкнет, что место для игры, принятия пищи и сна — разное.

6 месяцев: первые зубки

Ребенок активно пользуется своими новыми навыками, переворачивается с живота на спину и обратно, самостоятельно сидит, пытается встать на ножки, держась за прутья кроватки.

Могу укусить

Заметив новый и интересный предмет, малыш обязательно постарается до него добраться. Чтобы , необходим пример. Во время игр на ковре родителям придется перемещаться тем же способом, что и кроха. Личный пример – лучший способ чему-то научить.

У малыша появляются первые зубы, поэтому родители могут снова лишиться сна.

7 месяцев: маленький исследователь

Ребенок еще не умеет ходить, но активно познает мир с помощью ползания. Он довольно устойчиво чувствует себя у опоры, неплохо сидит. Теперь можно попробовать перемешаться по комнате, держа малыша за ручки.

Ага – это уже интересно

Накапливается пассивный словарный запас, появляются первые попытки говорить. Некоторые дети уже могут произносить лепетные слова, но чаще речь состоит из согласных звуков и отдельных слогов.

8 месяцев: сам ползаю

Ребенок может свободно пить из чашки, которую держит взрослый. Он с удовольствием ползает по комнате и, добравшись до опоры, спокойно встает на ножки. В этом возрасте малыш обычно еще не говорит слова, но неплохо понимает обращенную к нему речь.

Могу пить сам – но не буду

9 месяцев

В 9 месяцев малыш способен самостоятельно сделать несколько шагов, держась за опору. Он может бодрствовать в течение 3-4 часов и не уставать от своей деятельности.

Забавная телега – пожалуй использую её в качестве опоры

На первый план выходит социальное развитие и становление личности. Ребенок пытается выражать недовольство против тех действий, которые ему не нравятся.

10 месяцев: неугомонный помощник по дому

Малыш отличается особенной подвижностью и способен выполнять различные движения. Он хорошо ползает на четвереньках, преодолевает препятствия и самостоятельно встает у опоры.

Так — что-то новенькое

Ребенок проявляет повышенный интерес к окружающим их предметам и способен дотянуться до тех, которые расположены на столиках и полках. У него уже есть любимые занятия, а в активном словаре появляются первые слова.

11 месяцев: подражаем папе и маме

Малыш может самостоятельно делать несколько шагов по комнате, а при падении — встать без поддержки. Он осваивает игры в песочнице, учится взаимодействию со сверстниками. Хорошим другом для ребенка может стать собака.

Что это за предмет у мамы в руках

К концу 11 месяца жизни дети уже осознанно могут произносить несколько слов, что является началом настоящей речи. Продолжает активно развиваться пассивный словарь.

12 месяцев: сам хожу

Ребенок радует взрослых своими первыми самостоятельными шагами. Важно поддерживать его успех и не допустить травм при падении. В общении малыша преобладает лепетная речь, а в активном словаре — большое количество повторяющихся слогов и имитационных слов.

Хватит занятий – давайте праздновать

Малыш отлично понимает понятия «хорошо» и «плохо», «красиво» и «некрасиво». Он способен помогать маме, убирать посуду со стола, самостоятельно следить за своими игрушками.

Развитие ребёнка по месяцам до года – это формирование всех основных понятий и умений, которые понадобятся человеку в дальнейшей жизни.

Подробное видео по каждому месяцу до года

Все родители без исключения беспокоятся о здоровье своего ребенка. Вопрос полноценного физического, умственного, нервно-психического развития особенно беспокоит родителей в первый год жизни крохи. Как развивается ребенок по месяцам? Предлагаем к рассмотрению примерный план становления карапуза: оценим психофизическое развитие ребенка до года, сроки и нормы по ВОЗ.

До года все малыши развиваются примерно одинаково, однако нужно делать скидку на индивидуальные особенности и параметры ребенка при рождении

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года: (рекомендуем прочитать: )

Возраст, мес Рост, см Вес, кг Окружность головки, см Окружность груди, см
49,0 - 54,0 2,6 - 4,0 33,0 - 37,0 31,0 - 35,9
1 52,0 - 55,0 3,0 - 4,3 35,8 - 37,2 34,0 - 36,0
2 55,0 - 57,0 4,5 - 5,0 37,5 - 38,5 36,0 - 38,0
3 58,0 - 60,0 4,0 - 6,0 38,0 - 40,0 36,0 - 39,0
4 60,0 - 63,0 4,5 - 6,5 38,0 - 40,0 36,0 - 40,0
5 63,0 - 67,0 6,5 - 7,5 37,5 - 42,2 37,0 - 42,0
6 65,0 - 69,0 7,5 - 7,8 42,0 - 43,8 42,0 - 45,0
7 67,0 - 71,0 8,0 - 8,8 43,8 - 44,2 45,0 - 46,0
8 71,0 - 72,0 8,4 - 9,4 44,2 - 45,2 46,0 - 47,0
9 72,0 - 73,0 9,4 - 10,0 45,2 - 46,3 46,5 - 47,5
10 73,0 - 74,0 9,6 - 10,5 46,0 - 47,0 47,0 - 48,0
11 74,0 - 75,0 10,0 - 11,0 46,2 - 47,2 47,5 - 48,5
12 75,0 - 76,0 10,5 - 11,5 47,0 - 47,5 48,0 - 49,0

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

От рождения до 3 месяцев



Новорожденный рождается с развитым слухом и зрением. Наблюдается яркое проявление врожденных рефлексов: сосать, глотать, моргать и хватать ребенок умеет с первых минут жизни. Однако пока малыш не способен к переворачиванию. Новорожденный из положения на животике головку приподнять не может, но срабатывает инстинкт самосохранения – головку поворачивает на щечку.

Младенец в состоянии держать головку в течение нескольких секунд, пытается ее поднять, когда лежит на животике. В месяц возникает ответная реакция на звуки и резкие движения, выражающаяся в непроизвольном разведении ручек и последующем их прижимании к тельцу. Также можно наблюдать самопроизвольную имитацию ходьбы.



2 МЕСЯЦА

Грудничок поднимает и удерживает головку «стоя» 1 – 1,5 мин, а из положения на животике, приподнимать может не только головку, но и грудь. Обращает внимание на звуки и яркий свет поворотом головы и внимательным взглядом. Происходит интенсивное развитие вестибулярного аппарата. Ребенок хватает и удерживает движущиеся предметы.

3 МЕСЯЦА

На 3 месяце малыш должен хорошо держать головку в течение 1 – 3 мин. Из лежачего положения на животе может приподняться, опираясь на локотки. Начинает переворачиваться, крутиться, изменять положение, но в движениях еще нет четкой координации. С интересом наблюдает за игрушками, тянет к ним ручки. Начинает засовывать пальчики в рот, хватать и тянуть простынку.

Нравится общество взрослых. Общение с родителями очень увлекает кроху, малыш «оживает», проявляет радость, улыбается, смеется. Может долго гулить, поворачивает головку на незнакомые звуки. Сейчас кроха особенно умилительный, не забывайте почаще делать фото на память!



С трех месяцев начинается активная социализация малыша – он становится более эмоциональным, живо реагирует на других людей

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
1 Ручки и ножки согнуты, движения плохо координируются. Все построено на безусловных рефлексах. Особенно выражены сосательный и хватательный рефлексы. К концу месяца может поворачивать голову. Может несколько минут удерживать лицо или игрушку в поле зрения. Может следить глазами за движущейся по дуге игрушкой (так называемое «автоматическое слежение»). Слизистая жидкость в барабанной перепонке постепенно рассасывается, вследствие чего улучшается и слух. Малыш прислушивается к голосу и погремушке.
2 Развиваются активные движения: отводит ручки в стороны, поворачивает головку. В положении на животе может на 5 сек. приподнять голову. Совершенствуются движения рук: 2-3 сек. удерживает погремушку, ударяет по ней. Плавно следит за движущимися объектами в течение 10-15 сек. Фиксирует взгляд на игрушке/лице на 20-25 сек. Способен воспринимать предметы трехмерно. Сосредотачивается на звуках 5-10 сек. и поворачивает голову в сторону звуков погремушки и голоса.
3 В течение 30 сек. удерживает головку а руках у взрослого, и в теч. 1 минуты – лежа на животе. В этом положении приподнимается на ручках, опираясь на локотки. Когда малыша держат под мышки, он упирается ступнями о поверхность, ножки при этом выпрямлены. Наблюдается общее двигательное «оживление»: может выгибаться, становясь «мостиком» и падать на кроватку. Хватательный рефлекс трансформируется в сознательный захват. Заинтересованно (а не автоматически) следит за движущейся по дуге игрушкой. Рассматривается около 5 мин. свои ручки. Ему интересны все близлежащие объекты (до 60 см. от глаз). Формируется «локализация» звука: сначала ребенок отводит глаза в строну звука, а потом поворачивает головку. Начинает плохо реагировать на громкие резкие звуки: замирает, морщится и затем плачет.



Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
1 К концу месяца улыбается в ответ маме, успокаивается от ласковых интонаций. Прислушивается к голосам и сучит радостно ножками-ручками в ответ на громкую речь. Постепенно формируется «комплекс оживления» - реакция на близкого человека. Произносит гортанные звуки: э, к-х, гы. Вторая стадия сенсомоторного интеллекта. Малыш приспосабливается к окружающему миру, появляется интерес к предметам, развивается скоординированное движение ручек и глаз.
2 Ребенок отвечает улыбкой на обращение к нему, сучит ручками-ножками. В общении появляются звуки начального этапа гуления: аг-к-х, к-хх. Крик приобретает различные интонации. Интерес к внешним объектам увеличивается, улучшаются зрительно-ориентировочные реакции.
3 Комплекс оживления проявляется на все 100% -это первый сознательный акт поведения, попытка взаимодействия со взрослым «глаза в глаза». Комплекс оживления знаменует начало этапа младенчества. Появляются гласные звуки и их разные сочетания: ааа, аэ, ау, а-гу. Интерес к окружающему становится избирательным и сознательным.

От 4 месяцев до полугода

4 МЕСЯЦА



Находясь в лежачем положении на спинке, грудной ребенок приподнимает головку. Если поставить на ножки, он крепко ими упирается. Начинает сидеть, легко может перевернуться со спинки на животик. Свободно поднимает тело и упирается на ладошки, когда лежит на животике. Внимательно наблюдает за предметами, может их схватить. Играется с погремушками (рекомендуем прочитать: ).

5 МЕСЯЦЕВ

Малыш может сидеть, однако спину еще ровно не держит, умеет стоять на ножках, если его держать за ручки. Делает первые попытки по переворачиванию с животика на спинку. Долго держит в ручке интересный предмет. Узнает родителей, начинает бояться чужих. По убеждению Комаровского, младенец уже понимает различные голосовые интонации, начинает различать и понимать эмоции мамы.

6 МЕСЯЦЕВ

На этом этапе ребенок уже может сидеть. Он сам держит ровную спинку, легко крутится во всех направлениях. При незначительной помощи взрослого может встать на ножки, пытается шагать. Начинает вставать на четвереньки и таким способом передвигаться. Уже активно машет игрушками, поднимает упавшие предметы.



В речи также происходят заметные изменения:

  • начинает выражать первые просьбы;
  • гуление заменяется простыми лепетными звуками «ма», «па», «ба».

Физические особенности

Месяц Движения и навыки Зрение Слух
4 Сам поворачивается на бок, делает попытки переворачиваться. Хорошо удерживает игрушки, тянет их в рот. Во время кормления касается ручками груди или бутылочки, стараясь придерживать. Узнает близких, улыбаясь в ответ, узнает себя в зеркале. Следит за игрушкой около 3 мин. Замирает при звуках музыки. Четко поворачивает головку к источнику звука. Различает голоса.
5 В положении лежа на спинке кроха пытается приподнять голову и плечи (как бы предпринимает попытки встать). В положении лежа на животе, приподнимается, опираясь ладошки прямых ручек. Можете недолго сидеть, придерживаясь обеими руками за опору. Подолгу изучает предметы на ощупь, тянет их в рот. Из навыков: ест с ложечки полугустую пищу, пьет воду из чашки. Различает близких и незнакомых людей. Следит за игрушкой 10-15 мин. Различает интонации говорящих. Уверенно поворачивается всем телом к источнику звука.
6 Переворачивается с животика на спинку. Практикует ползание, с помощью подтягивания на руках. Сидит при поддержке. Устойчиво стоит, если взрослый поддерживает под мышки. Уверенно достает и схватывает предметы, перекладывает игрушку из одной руки в другую. Может держать бутылочку одной-двумя руками. Развивается острота зрения, становятся интересны очень мелкие предметы. Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам. Подпевает в такт музыки.

6-7 месяцев – время для первого прикорма

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
4 По-настоящему смеется, отвечает улыбкой на улыбку. Реагирует на щекотку. Требует к себе внимания. Гулит, произносит цепочки гласных звуков, появляются первые слоги. Начинается 3 этап сенсомоторного интеллекта – осуществление целенаправленных действий. Появляется понимание причинно-следственных связей. Развивается реакция на все новое.
5 Хочет участвовать в общении - старается обратить на себя внимание всеми способами. «Общается» с другими детьми с удовольствием. Наблюдается певучее гуление. Использует гласные звуки: аа, ээ, оо, ай, маа, эу, хаа и др. Интересуется не только близкими объектами, но и находящимися на расстоянии до 1 м. Понимает, что у него кроме ручек есть и другие части тела.
6 Начинает испытывать настоящую любовь и привязанность к воспитывающему его взрослому. Ждет от него одобрение и похвалу, таким образом, общение приобретает ситуативно-деловой характер. Произносит отдельные лепетные слоги. В «словарном запасе» уже порядка 30-40 звуков. Ставит перед собой цели и выбирает средства для их решения. Например, чтобы достать одну игрушку, нужно отодвинуть другую.

От полугода до 9 месяцев

7 МЕСЯЦЕВ

Малыш легко и быстро может ползать на четвереньках, свободно и долго сидеть. В сидячем положении выпрямляется и наклоняется. Держась за мебель, может встать на коленки, с поддержкой взрослых может стоять и переступать. Интересуется своим зеркальным отражением. Может указать глазами на большие предметы, называемые взрослым.

8 МЕСЯЦЕВ



Согласно календарю развития, на 8 месяце ребенок может самостоятельно сесть и даже встать на ножки (подробнее в статье: ). Начинает играть в «ладушки», имитируя хлопки ладошками. С удовольствием пытается делать первые шаги при помощи взрослых. Мимическое движение лица приобретает богатое разнообразие. Малыш мимикой выражает заинтересованность, удивление, испуг.

С легкостью находит интересующий его предмет и настойчиво пытается до него дотянуться. Много времени проводит в играх – подолгу может рассматривать игрушки, стучать ими, кидать.

9 МЕСЯЦЕВ

Становясь на ножки, отказывается от поддержки. Любит ходить, опираясь на мебель, старается вставать на ноги из любых положений. Начинает залазить на возвышенности – коробки, скамейки, подушки. На 9 месяце моторика становится более сложной, малыш может собрать мелкие части игрушек, перебирать конструктор, передвигать машинки.

Понимает и может выполнить несложную просьбу, типа «подай мяч», «помаши рукой». Для игр выбирает сидячее положение, легко и быстро запоминает новые слова. Нравится искать упавшие или спрятанные предметы. Откликается, когда его зовут по имени. Начинает различать слова не только по интонации, но и по смыслу. Может сортировать предметы по форме, цвету, размеру.



В 9 месяцев малыш уже “совсем большой”, он начинает понимать смысл многих слов, выполняет просьбы родителей, игры понемногу усложняются

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
7 Умеет сидеть без опоры, переворачиваться со спинки на живот и обратно. Активно ползает на четвереньках. Любимое действие с предметами/игрушками – это бросание. Сам тянется за игрушкой, берет в ручку, перекладывает, размахивает, стучит ею о поверхность. Уверенно пьет из чашечки (из рук взрослого), старается ее придерживать. Кушает с ложечки. Если мама дает сушку или сухарик, то ребенок подолгу «мусолит» этот кусочек.
8 Самостоятельно поднимается на ноги, держась за опору. При поддержке взрослого переступает ножками. Сам сидит и ложится, много ползает. Если видит «свою» чашку у взрослого, то тянет к ней ручки. Держит в руке кусочек хлебушка, самостоятельно его ест. Можно начать приучать малыша к горшку.
9 Держась одной рукой за опору, можно выполнять много разных действий: идти к взрослому приставными шажками, хвататься свободной рукой за другую опору и т.д. Уверенно сидит по 10-15 мин. Активно ползает. Пьет из чашки, придерживая ее (чашка при этом зафиксирована в рук взрослого). Если ребенка начали приучать к горшку, то может уверенно на нем сидеть без капризов.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
7 Старается быть в центре внимания. Теперь ласка и поцелуи – не главное (может отворачиваться, отстранятся), а важное – это совместная игра и манипулирование игрушками. Активно лепечет. Уже может произносить четкие слогосочетания: ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па, а-ля-ля и др. Развивается понимание причинно-следственных связей, например, бросает игрушку и смотрит, куда она приземлится; если проголодался, смотрит в сторону кухни (туда, где его кормят).
8 Становится закрытым от незнакомцев (кризис 8 месяцев), готов общаться только с очень близкими, при других беспокоится и плачет. Говорит слоги и слогосочетания: ай, а-ля-ля, хэ, а-дять, а-де-де, а-ба-ба и др. Наступает 4 стадия сенсомоторного интеллекта: развиваются целенаправленные действия. Ребенок все изучает и исследует.
9 Испытывает целую гамму эмоций от гнева и страха до радости и удивления. Стремится к общению со взрослым, привлечению его в свою деятельность. В речи появляется первые указательные слова, понятные только близким. Понимает слова-запреты («нельзя»), поучения («покажи, как…», «поцелуй маму» и т.п.) Ребенок отделяет себя от взрослого, но воспринимает себя «центром вселенной». Развивается долговременная память (может вспомнить предмет) и рабочая память.

От 10 месяцев до 1 года

10 МЕСЯЦЕВ

После 10 месяца ребенок без помощи становится на ноги и начинает ходить. Начинает переступать при поддержке за одну ручку. Может взять мелкий предмет пальчиками, расстраивается, когда забирают понравившиеся игрушки. Часто и осознанно подражает движениям взрослых, может открывать-закрывать, поднимать-бросать, прятать-находить. Ребенок произносит простые односложные слова.

11 МЕСЯЦЕВ



Малыш интенсивно развивается. Основные навыки движения развиты хорошо. Может показать многие предметы (игрушки, мебель, части тела, животных). Понимает и выполняет большинство простых просьб, нежелание или отрицание выражает качанием головы.

Начинается этап развития мелкой моторики пальцев, может двумя пальчиками порвать лист бумаги. Следует уделить большое внимание любознательности малыша, поощрять ее и обязательно разговаривать с ребенком как можно больше.

1 ГОД

После 11-12 месяца начинается сложный этап развития. Часто мальчики немного медленнее развиваются, чем девочки. Появляется умение самостоятельной ходьбы. Может сам подойти, если его зовут по имени. Умеет приседать и выпрямляться без поддержки. Поднимает с пола предметы, не присаживаясь. Может исполнить сложное поручение: закрыть двери, принести игрушку из другой комнаты.

Проявляет интерес к процессу раздевания, купания. Произносит около десяти простых слов. В год ребенок с интересом наблюдает за людьми, машинами. Более подробную информацию вы можете в интернете, посмотрев видео Комаровского о правильном развитии детей от 0 до года.

Физические особенности

Месяц Движения Навыки
10 Может некоторое время самостоятельно стоять без опоры и поддержки.
11 Хорошо стоит из опоры около 5 сек., балансируя ручками, ножки при этом расставлены. Сам пытается делать первые шаги, при поддержке взрослого идет уверенно. Закрепляются все ранее приобретенные умения и навыки.
12 Ходит самостоятельно (до 3 метров). Свободно приседает и поднимается, наклоняется и поднимает с пола предмет/игрушку. Может залазит по лестнице вверх. Сам пьет из чашки, без поддержки взрослого. Уверенно держит ложку, водит ею по тарелочке.

Нервно-психическое развитие

Месяц Эмоции Речь Интеллект
10 У ребенка формируется полноценная привязанность к значимым для него людям. Он хорошо контактирует с другими детками. Повторяет за взрослыми отдельные слоги. Общается с близкими на языке, понятном только им. Понимает слова: «дай…», «где…?». Качественно усложняются все ощущения: слух, запах, вкус, тактильное восприятие.
11 Избирательно относится к другим детям, в целом же, радуется общению с ними, лепечет. Может брать игрушки другого. Говорит 1-2 слова. Произносит звукоподражания, типа «би-би», «ав-ав». Может понимать и выполнять просьбы взрослого (например, «покатай машинку», «покорми куклу»). Научается управлять своими действиями, мыслительно организует всю поступающую из-вне информацию.
12 Испытывает самый широкий спектр эмоций, базирующийся на чувстве «отделения» от взрослого (т.к. уже может самостоятельно передвигаться). Повторяет слоги за взрослыми. Обозначает отдельные понятия и предметы лепетными словами. Без показа предмета/игрушки понимает, о чем идет речь. Может выполнять поручения, типа «покажи..», «найди…», «положи на место…», «принеси». Начинается 5 стадия развития сенсомоторного интеллекта: понимает категории предметов и явлений (например, животные, мебель, пища). Начинает формироваться произвольное внимание.

Мнение доктора Комаровского

Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках. Конечно, основной акцент делается на педиатрических вопросах, однако помимо этого из книг и лекций можно узнать о:

(4 оценили на 5,00 из 5 )

Воспитание детей до года. Что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Психология, советы доктора Комаровского, методики.

Многие родители ответственно относятся к своему ребенку, начиная его воспитывать с рождения. Немного странно звучит фраза «воспитание детей до первого года жизни». Что можно привить малышу, когда он только родился и ничего не понимает? Оказывается, можно, потому что первый год жизни важен для крохи. В это время формируются зачатки характера, будущего поведения, прививаются гигиенические нормы.

Физическое воспитание малышей до года

Чтобы организм ребенка нормально рос и развивался, нужно с рождения и массажу. Утром, протирая личико малыша, влажным ватным диском, нужно на несколько минут оставлять его на пеленальном столике голеньким. Используя в это время некоторые приемы массажа.


Деткам такие процедуры очень нравятся. А выкладывание малыша на животик поможет ему освободиться от лишних скопившихся газов.

Близкая тема:

Психология воспитания ребёнка до года

Первый месяц самый сложный в жизни, как для малыша, так и для его родителей. Почти сорок недель кроха находился внутри своей мамочки в специальной водной среде, не прилагал усилий для того, чтобы дышать, круглые сутки кушал через плаценту. Родившись, он попадает в совершенно иную контрастную среду. Он учится дышать, ощущает другую температуру, круглосуточное питание закончилось. Ему страшно. Здесь срабатывает инстинкт выживания, как у всех живых существ, он начинает громко плакать, чтобы привлечь к себе внимание, просит о спасении.

Что делать, когда ребенок плачет?

Если в семье первый ребенок, то новоиспеченные родители некоторое время пребывают в панике, так как они не могут понять, что происходит с малышом, как ему помочь, чего он хочет? Но через пару недель, наблюдательная мама , хочет ли он кушать, писать или покакал. В родительской среде обсуждается вопрос унимать или не унимать плач крохи.


Как приучить ребенка к самостоятельности?

Часто мамочка задается вопросом, как оторвать малыша от груди и спать отдельно от него.

  • Традиционная система воспитания самостоятельности призывает к раннему отдалению малыша от родителей. Он , один находиться в комнате, сам себя развлекать. Считается, что так он быстрее станет самостоятельным, сможет легко обходиться без родителей. Конечно, при таком подходе мамам и папам это удобно, но детская психика от этого страдает. Когда как не в детском возрасте дать ему всю родительскую нежность и любовь.
  • Современные родители утверждают, что с малышом нужно проводить как можно больше времени. Спать вместе с ним, держать его на руках, носить в слинге. Не стоит бояться, что ребенок, привыкший спать с мамой, в возрасте 2-3-х лет, не захочет засыпать отдельно.

Во всем важно знать определенную меру. В первые месяцы, когда в новой среде малыш некомфортно себя чувствует, можно разрешить ему спать вместе с родителями. Так он лучше и быстрее будет засыпать и долго продлится его отдых. По достижении им трехмесячного возраста, заснувшего малыша лучше перекладывать в его кроватку. В этом возрасте его сон становится крепким, разбудить его уже сложно.

Психологи заметили, что малыш, постоянно находящийся с мамой, вырастает уверенным в себе. А чтобы он не стал «маменькиным», нужно выполнять все вместе с ним, а не вместо него. Учить самостоятельно принимать решения.

Методики воспитания детей

Как происходит формирование личности малыша? Воспитывают ли его родители собственным примером или прибегают к разным методикам? Вряд ли наши предки задумывались о каких-либо методах. Как бы то ни было, но психологи, педагоги и простые родители всего мира разрабатывают свои уникальные методы формирования личности ребенка.

Существует большое количество методик воспитания, некоторые из них подходят и для детей до года.


Какую методику воспитания выбрать родителям, решать им самим. Главное, больше находиться рядом с малышом, разговаривать с ним.

Воспитание до года по Комаровскому

Евгений Комаровский – известный детский врач, в своих лекциях о воспитании детей большое внимание уделяет здоровой психоэмоциональной сфере в семье. Если ребенок растет в спокойной обстановке, не слышит громких криков, грубых ругательных слов, видит хорошие взаимоотношения родителей, то он вырастет психологически здоровым и адекватным человеком.

Если же в семье часто ссорятся, грубо и громко разговаривают, родители пьют или дерутся, то чадо, в скором времени, начнет показывать отрицательные стороны характера. Неудивительно, что такие дети страдают неврозами, отклонениями в развитии, девиантным поведением.

Кроме психологического климата в семье важна и здоровая атмосфера. Частое проветривание помещения, закаливающие процедуры только укрепляют здоровье малыша. Не нужно укутывать его во сто одежек по осени или зимой. Не нужно пичкать его грудью или смесью, захочет – поест.

Важно следить за режимом. Двухчасовой дневной сон необходим малышу, он укрепляет его нервную систему. На ночь укладывать спать необходимо в одно и то же время.

Когда малыш учится говорить, важно с ним проводить беседу на обычном языке, а не на детском. Так разговаривать он начнет гораздо раньше. О девочках нужно больше заботиться, мальчикам больше доверять.

Тематический материал:

Родители могут выбрать любую методику воспитания. Они могут пользоваться советами авторитетных педагогов и докторов. Но самое главное, что необходимо малышу – это общение с родителями. Нужно чаще играть с ним, хвалить за любые успехи или попытку что-то сделать самому. Нужно научиться понимать свое чадо, формировать у него положительное отношение к родным и близким. И всегда надо помнить, что ребенок часто копирует поведение своих родителей.