Open
Close

Во что поиграть с ребенком – советы папам мальчиков. Папа и ребёнок Научный эксперимент с воздушными шарами

Дети – это счастье. Счастье шумное, подвижное, без конца требующее родительского внимания. Это неудивительно, ведь мама и папа для детей – это любовь, ласка, защита, поддержка… а еще – воспитание, воспитание и еще раз воспитание. Ну и конечно, развлечения.

Увы, у многих современных родителей сейчас не всегда хватает времени побыть с ребенком, и они разделяют приятные обязанности воспитания и развлечения с бабушками или детскими садиками. Все не так ужасно, только все чаще встает вопрос: «А что делать с ребенком мне?».

Безусловно, в выходные и праздничные дни все просто. Собрались и поехали в зоопарк, в гости, на аттракционы, в кафе, просто погулять. Но бывают ситуации, когда выход из дома по определенным причинам ограничен. Ребенок приболел, погода ужасная, да и вообще чадо еще слишком мало, чтобы участвовать в развлечениях подобного характера. И встает вопрос: чем заняться с ребенком дома?

Итак, как не дать своему любимому ребенку заскучать в родных стенах?

Современным мамам эта проблема вовсе не кажется таковой. В наше время информационных технологий всегда можно подыскать ребенку, вынужденному сидеть дома, какое-либо интересное занятие. Периодическая литература, педагогическая литература, телевидение, интернет – все они с легкостью могут просветить, чем заняться с ребенком дома. Все представленные в данных источниках информации игры, развлечения и занятия для детей можно условно разделить на несколько групп.

1) Занятия «для тела». Это занятия, связанные с беганием, прыганием, ползанием и прочими движениями. Прятки, жмурки, поиски клада – все это весело, доставит подвижному (и не очень) ребенку много удовольствия и даже сохранит аппетит, который от сидения дома неминуемо портится. Лазанье в сделанных из коробок тоннелях и постройка дворцов из диванных подушек и табуреток придется по вкусу всем. А совсем крохи будут очень рады купанию в ванне с пеной, радужными пузырьками и любимыми игрушками.

2) Занятия «Для ума». Если выбор подвижных развлечений для дома по понятным причинам довольно ограничен, то при выборе занятий творческих и развивающих умственную деятельность, можно и растеряться – настолько он велик. И в то же время организация этих занятий крайне проста. Краски, цветная бумага, клей и пластилин есть дома у любого уважаемого мамой ребенка. Да даже если вдруг представить, что ничего этого дома не оказалось, одно лишь наличие круп и макарон (это-то уж точно есть у всех) всегда поможет любимому чаду провести время с пользой. Насыпание, пересыпание, рисование – чего только с крупами не делают современные дети!

3) Занятия «для взрослых». Не надо пугаться, речь пойдет не о пагубных пристрастиях и азартных играх. Дети любят чувствовать себя взрослыми, и дать им почувствовать себя таковыми несложно. Примерка маминых нарядов – один из примеров подобной деятельности. Также можно предложить сыну или дочери помочь с уборкой, поручив что-нибудь несложное – полить цветы, протереть пыль. Главное, не забыть похвалить, подчеркнув, что без помощи ребенка было бы не справиться. Не исключено, что ощутив себя взрослым и нужным, ребенок с удовольствием еще не раз поможет навести чистоту.

Также удивительно, но все без исключения дети очень любят помогать мамам на кухне, так что содействие маленького помощника в приготовлении обеда или ужина тоже может оказаться веселым и полезным развлечением.

4) И напоследок для мам – одним из самых полезных занятий для подросших детей будет разговор по душам с любимой мамой. В современном мире вечной спешки нужно пользоваться любой возможностью узнать, чем живет любимый ребенок и что у него на душе. Доверительная беседа, да и просто веселая болтовня – один из лучших ответов на вопрос, чем заняться дома с ребенком старше пяти лет. Можно устроить чаепитие на кухне. Можно даже организовать импровизированный пикник, устроившись прямо на полу. Главное – не торопясь всмотреться в своего ребенка и ощутить еще больше, как он дорог и близок.

Если любая, даже не слишком опытная мама без особого труда сообразит, чем заняться с ребенком дома, у папы этот вопрос может вызвать немало затруднений. Да и немудрено, ведь папы не так часто остаются с ребенком наедине. Но бывают ситуации, когда мамы в пределах досягаемости нет довольно долго – мама отправилась по магазинам, в салон красоты, навестить бабушку или уехала по срочным делам на работу. Тогда папа от радостных воплей чада: «Ну, чем мы займемся?» может испытать легкий стресс.

Действительно, бегание и прыгание по квартире в исполнении папы и ребенка часто чревато некими разрушениями. При попытке усадить чадо за альбом для рисования папа может провалиться с постановкой творческой задачи. Где макароны лежат, знает далеко не любой папа. Предложить ребенку примерять свои рубашки и галстуки ни одному порядочному папе в голову не придет. Но выход в тупиковой ситуации под кодовым названием: «Чем заняться с ребенком дома?» все же есть.

1) Как ни странно бы это звучало, элементарное чтение окажется прекрасным совместным досугом для папы и ребенка. Мужчин обычно отличает довольно-таки творческое видение детской литературы – иначе как объяснить, что обычно при чтении папы говорят разными голосами за разных героев сказок? Именно такой подход всерьез увлечет дочь или сына, а папе придаст гордости, что его актерский талант приобрел столь преданных поклонников.

2) На помощь папе всегда готовы придти цифровые технологии. Сколько бы ни твердили о вредности телевизоров, компьютеров, игровых приставок для детей (да и для взрослых), в современном мире от них никуда не денешься – есть спрос, есть и предложение. А папу компьютер, телевизор и игровая приставка могут здорово выручить. Главное, чтобы передачи и игры ребенку подходили – без крови, насилия, сквернословия и прочих вещей, о которых ребенку знать не только не надо, а вообще нельзя. Еще лучше, если игры позволяют играть в них вдвоем – тогда и папа, и ребенок смогут отлично развлечься.

Если все члены семьи дома, главное, не нужно каждый раз разделяться на взрослых и детей, когда каждый занят чем-то своим. Ведь это прекрасный повод всем объединиться и пообщаться. Огромный выбор игр – от настольных до безобидных карточных поможет замечательно провести время и ощутить себя одной семьей, что для ребенка крайне важно в любом возрасте.

Итак, есть масса идей, чем заняться с ребенком дома. Но самое важное – любить своего ребенка, быть к нему внимательным, иметь представления о его склонностях и талантах – и найти ему занятие, которое увлечет надолго, не представит особого труда.

Фото: Kostia Gerashchenko/Rusmediabank.ru

Обычно с раннего детства воспитанием ребенка занимается мама. Папа зачастую проводит мало времени с малышом. Его роль ограничивается добычей денег. Как научить отца взаимодействовать с ребенком, чаще общаться с ним?

Роль отца

Мама – это самый важный человек для крохи, который дарит малышу любовь и заботу. Но папа тоже очень важен для правильного психологического развития ребенка. Папа ассоциируется с защитой, смелостью и дисциплиной. То есть, отец дает чувство защищенности.

Причем, чем старше ребенок, тем больше отец нужен малышу. В каждом возрасте папа выполняет разную роль:
с 0 и до 1 года – отец дает чувство защищенности;
с 1 до 3 лет – папа помогает ребенку стать более самостоятельным и начать отделяться от мамы;
с 3 до 6 лет – задача отца – показать рамки дозволенного;
с 6 и до 17 лет – отец выполняет роль образца мужского поведения. То есть, сын формирует свое будущее поведения отца и мужа, а дочь – образ своего будущего мужа.

Если в каком-то возрасте ребенок не получает от отца то, что должен, это может спровоцировать развитие определенных комплексов, . Например, если отец мало общается с ребенком до трех лет, малышу трудно отделяться от мамы либо он делает это быстро и не всегда правильно. Или, если отец практически не общается с подростком, не понимает его, сын перенимает его манеру поведения. А значит, в будущем он тоже не сумеет наладить отношения со своими детьми-подростками. Конечно, это необязательный сценарий развития, но риски повышаются, и вероятность подобного поведения становится выше.

Итак, отец необходим в воспитании малыша, чтобы он с раннего возраста усваивал женщины и мужчины, чтобы кроха чувствовал себя защищенным, чтобы малыш вовремя становился самостоятельным.

Как привлечь папу к воспитанию малыша?

Что делать, если отец не слишком стремится общаться с крохой? Потребуется определенное время, чтобы научить малыша и папу взаимодействовать.

Но если не получилось подготовиться во время беременности или после родов отец не участвует в воспитании малыша, придется помочь ему в этом.

Что делать? Вот несколько советов, которые помогут папе научиться общаться с крохой:
с самого рождения малыша давать папе простые задания – поменять подгузник, укачать;
чаще оставлять папу и кроху наедине – не с первых недель, а с 2-3 месяцев уже можно оставлять ребенка с папой хотя бы на полчаса. Это укрепит их связь;
не критиковать папу, если он что-то боится делать или что-то у него не получается – лучше похвалить даже за маленький успех.

Женщины иногда совершают ошибку: считают, что маленького ребенка доверить отцу нельзя. Это только отдаляет папу от малыша. Он привыкает к тому, что малыш – это забота женщины и не проявляет инициативу. На самом деле, мужчин тоже может справиться с ребенком, главное, помочь ему в этом.

После того, как малыш подрастет, поле деятельности папы расширяется. Можно вместе играть, читать, заниматься общим любимым делом, гулять.

Итак, когда малыш подрастет, стоит:
организовывать больше совместных занятий – прогулки и велопрогулки, игры на улице и дома, посещение различных мероприятий (кино, детский парк с аттракционами);
найти общее – если оба любят что-то одно, то обязательно будут проводить больше времени вместе. Например, ходить за грибами, рисовать, готовить оригинальные блюда;
если времени на общение очень мало (например, папа бывает в командировках или работает допоздна), необходимо выделить хотя бы полчаса для качественного общения – нельзя отмахиваться от малыша, даже если отец устал. Очень важно просто поговорить с ребенком или почитать сказку перед сном;
по выходным заниматься чем-то всей семьей – вместе отправиться в поход, на пикник, поиграть в волейбол.


Если родители в разводе

Очень желательно сохранить отношения между ребенком и отцом, даже если . Ведь общение с отцом важно для малыша, даже если папа не очень к этому стремится.

Прежде всего, надо определить время и территорию встреч. Можно ходить вместе на прогулку или встречаться у папы, а можно встречаться и на территории мамы и ребенка. Тут надо исходить из пожеланий и ребенка, и отца. Время тоже выбирать оптимальное для обоих.

Необязательно встречаться каждый день. Однако встречи должны быть качественными. Очень важно, чтобы во время встреч не было выяснений отношений между родителями. Это только навредит ребенку. И в целом, важно формировать у ребенка уважительное отношение к обоим родителям.

И мама, и папа важны для ребенка. Поэтому с самого рождения малыш должен чувствовать любовь и заботу родителей.

Психологи же убеждены, что на детское отношение к увиденным сценам родительской близости влияет в огромной степени реакция на возникшего в дверях ребёнка. Самое важное – не поддаваться панике и не заострять внимание на щекотливых сценах.

Что говорить ребёнку «про это»?

Сцены, в которых родители занимаются любовью, чаще всего вызывают у увидевшего их ребёнка крайне неоднозначную реакцию, которая граничит между интересом и испугом.

Застав родителей в столь щекотливой ситуации, маленький ребёнок может подумать, что папа делает маме больно. Уверят его в этой мысли папина раздражительность, крики, нелицеприятные высказывания по поводу его хождения по дому.

Подобная родительская реакция приведёт к тому, что ребёнок будет воспринимать отца как злодея и маминого мучителя. Если после этого взрослые начнут отмалчиваться, вести себя нервно, малыш ещё больше уверится в своих подозрениях, что в итоге может негативно отразиться на детско-родительских отношениях.

В идеале ребёнок не должен становиться свидетелем сексуальных контактов между взрослыми. Однако подобное не всегда возможно, поэтому, если малыш вас «рассекретил», нужно найти правильные объяснения. Выбор слов будет, несомненно, зависеть от возраста юного свидетеля.

Если ребёнку 2 — 3 года

Двух- или трёхлетний малыш, заставший маму с папой в момент интимной близости, в силу возраста и психологических особенностей не понимает, что происходит.

В таком случае родителям следует вести себя спокойно и быстро придумать простейшее объяснение своим действиям, иначе малыш начнёт активно интересоваться произошедшим, что может привести к неловкой ситуации.

Чаще всего опытные взрослые говорят, что папа делал маме массаж, они просто веселились, играли и т.д.

При этом не стоит одеваться в присутствии маленького свидетеля, напротив, его следует отправить по делам: принести сумочку, стакан воды, посмотреть, что делает домашний питомец и т.д.

После того как ребёнок вернётся, а мама с папой приведут себя в порядок, можно с ним немного поиграть. Пусть отец покатает его на спине, мама сделает весёлый массаж. Это необходимо, чтобы малыш уверился – всё в полном порядке.

У многих ребятишек в этом возрасте появляются различные страхи. Если оставить ситуацию без объяснений (пусть даже совершенно нелепых, со взрослой точки зрения), то он может подумать, что отец бьёт мать, а её крики вызваны болью.

Важно избавить ребёнка от негативных эмоций. Для этого нужно говорить с ним спокойно, доброжелательно, делая акцент на том, что он ошибается, папа не хотел причинить маме боль, напротив, родители испытывают друг к другу исключительно тёплые чувства.

Если трёхлетка настолько впечатлителен, что начинает проситься в родительскую кровать из-за возникших страхов, следует удовлетворить это желание. Пусть малыш заснёт вместе с мамой и папой, а уже потом его можно отнести в собственную постельку. Совсем скоро дети должны успокоиться и забыть об испуге.

Опытные родители, сталкивавшиеся с такой неудобной ситуацией, советуют её предупреждать. Для этого стоит закрывать перед интимной близостью дверь в родительскую спальню на ключ. Подобная предусмотрительность поможет родителям не бояться лишних глаз.

Если ребёнку 4 — 6 лет

Пятилетний дошкольник – достаточно любопытный человечек, активно впитывающий любую информацию, особенно «таинственную», «необычную», «запрещённую».

Несмотря на то, что ребёнок в этом возрасте ещё не имеет знаний сексуального характера, он вращается в кругу друзей, которые могут быть гораздо более просвещёнными в таком вопросе.

В результате дети постарше способны по-своему объяснить специфику отношений между папой и мамой, если маленький свидетель расскажет им о случившемся.

Если пятилетний ребёнок «застукал» родителей в момент интимной близости, скорее всего, в темноте ничего «экстраординарного» он и не заметил. Кричать, конечно, не нужно, но и подробно всё объяснять про «аиста» также не следует.

Объясните ребёнку, что у матери болела спина, а отец делал массаж. Этого достаточно, затем нужно переключить детское внимание на что-то другое. К примеру, отвести его обратно в комнату, прочитать сказку и убедиться, что сейчас-то он точно уснул.

Разумное родительское поведение, спокойное объяснение будет способствовать тому, что ребёнок скоро забудет об увиденном. Если же родители уклоняются от детских вопросов, кричат, малыш будет мысленно возвращаться к ситуации и захочет узнать о ней из «других источников».

На следующий день стоит крайне осторожно выведать, что ребёнок успел заметить ночью. Если он в ответ фыркнет, что видел, как вы целовались, просто успокойтесь – он ничего не понял. Всё, на этом обсуждение закончено, к этой ситуации не следует возвращаться.

Как мы уже говорили, дошкольники отличаются любопытством. Если взрослые не удовлетворили детский интерес, существует вероятность, что ребёнок сам начнёт искать ответы, в том числе подглядывая за родителями или заходя к ним в комнату, оправдывая визиты боязнью оставаться в одиночестве.

Если вы заметили, что ребёнок шпионит за вами, ругать или наказывать его не стоит. Однако пообщаться с ним на эту тему нужно. Скажите, что подобное поведение недостойно, недопустимо и нежелательно. Договоритесь с малышом, что впредь будете сначала стучать, а уже потом заходить друг к другу в комнаты.

Если ребёнку 7 — 10 лет

Многие десятилетки уже в курсе отношений между представителями мужского и женского полов. Но все сексуальные контакты кажутся им чем-то грязным, недостойным, поэтому сцена интимной близости родителей обычно вызывают у детей в этом возрасте негативные эмоции.

Любопытно, что уже будучи взрослыми, очевидцы сексуальной сцены между родителями рассказывают, что в тот момент (и даже спустя много лет) ощущали гнев, обиду, стыд, потому что считали такое поведение чем-то неприличным, непристойным и грязным.

Чтобы избежать негативных эмоций или максимально снизить их выраженность, психологи рекомендуют придерживаться правильной поведенческой тактики:

  1. В первую очередь, следует успокоиться. Нельзя кричать на маленького очевидца, поскольку он разозлится, почувствует обиду. Лучше всего предложить ребёнку вернуться к себе в комнату и подождать серьёзного разговора.
  2. Беседа по душам необходима, но её содержание будет отличаться от диалога с дошкольником. С ребёнком предподросткового возраста уже можно поговорить о сексе. Родители кратко объясняют, что между влюблёнными друг в друга мужчиной и женщиной может быть интимная связь. Это совершенно нормально и естественно.
  3. Десятилетним ребятишкам можно дать почитать книги о сексуальных отношениях, написанные специально для детской аудитории. В них доступно и ненавязчиво написано, откуда берутся дети. Важно лишь подобрать действительно полезную литературу.

Родителям следует говорить таким образом, чтобы ребёнок понял: ничего постыдного не произошло. Но при этом не следует чрезмерно натуралистично и увлекательно описывать сексуальную жизнь, поскольку дети в возрасте 7 — 10 лет ещё не готовы к подобным откровениям.

Если ребёнку 11 — 15 лет

Уже хорошо известно из различных источников, что представляют собой сексуальные отношения. И если к посторонним взрослым людям, которые занимаются любовью, он относится спокойно, то к родителям предъявляет совершенно другие требования.

Заставать маму и папу в «неприличном виде» – большой стресс для ребёнка. В такой ситуации невольный очевидец испытывает гнев, брезгливость по отношению к родителям. Кроме того, ему самому стыдно за то, что он увидел это «непристойное» зрелище.

Все эти противоречивые чувства, вкупе с неустойчивым эмоциональным состоянием, свойственным подросткам, может привести к совершенно неожиданным поступкам. Так, на форумах можно встретить истории, в которых уже повзрослевшие люди рассказывают, как убежали из дома, подальше от родителей.

Если ребёнок всё же успел заметить то, что не предназначалось для его глаз, значит, настало время серьёзно поговорить о сексуальной стороне отношений взрослых людей. Такая беседа даже может быть полезной, поскольку сегодняшние подростки рано начинают половую жизнь. Следует лишь правильно расставить акценты.

Многие родители опасаются, что откровенный диалог с ребёнком об интимной стороне жизни подтолкнёт его к «разврату». Однако это очередной миф. Напротив, если взрослые после увиденной подростком сцены не обсудят проблему, есть вероятность, что ребёнок начнёт воспринимать секс либо как что-то постыдное, либо как что-то крайне притягательное.

Сексуальное просвещение – важный момент воспитания ребёнка, однако лучше всё же обойтись без подобных экстремальных ситуаций. Чтобы малыш или подросток не смог застукивать родителей за «массажем», необходимо заранее позаботиться о мерах предосторожности.

Опытные родители и психологи советуют придерживаться нескольких полезных рекомендаций:

Подобные меры предосторожности исключат внезапное появление ребёнка в самый ответственный момент. Разумеется, предупреждение таких ситуаций не должно означать, что родителям вообще следует отказаться от сексуального просвещения. Разговоры по душам будут, но целенаправленные и максимально подготовленные.

Вопрос, как поступать, если ребёнок «застукал» родителей в кровати, действительно требует квалифицированного ответа. В этот момент все умные идеи обычно вылетают из головы, остаётся только стыд и неловкость.

Но если не обсудить ситуацию с ребёнком, последствия могут быть самыми непредсказуемыми. Решение же проблемы будет зависеть от возраста маленького очевидца. Живите полной жизнью и не забывайте о мерах предосторожности!


Мыльные пузыри можно пускать почти бесконечно. По крайней мере, пока не кончится раствор. Чтобы это случилось нескоро, сделайте большой запас: 3,5 л воды, стакан средства для мытья посуды, столовая ложка глицерина. Бочка раствора готова!

22. Рисование без пятен

Если залить немного геля для душа, смешанного с красителями, в прочный герметично закрывающийся пакет, ребёнок сможет рисовать пальцами футуристические картины и не пачкаться!

23. Автомойка своими руками


Дети часами могут играть в ванной с настоящей автомойкой, которую можно сделать из пятилитровой пластиковой канистры, губок для мытья посуды и влагостойкой липкой ленты.

Из канистры нужно вырезать корпус мойки с въездом и выездом. Разрежьте губки для мытья посуды на тонкие длинные палочки и приклейте их вертикально к потолку мойки. Перманентными маркерами раскрасьте конструкцию. В пустые баночки из-под йогурта поместите пену для бритья, возьмите старые зубные щётки и игрушечные машинки. Всё остальное сделает воображение.

24. Научный эксперимент с воздушными шарами


Покажите ребёнку химический эксперимент на кухне. Насыпьте в воздушный шарик ложку соды, а в пустую пластиковую бутылку налейте уксус. Наденьте шарик на горлышко бутылки и плотно закрепите. Постепенно высыпайте соду из шарика в бутылку. Реакция нейтрализации приведёт к выделению большого количества углекислого газа, который надует воздушный шар.

25. Замороженное яйцо динозавра


Если ребёнок любит динозавров, покажите ему, как древние ящеры вылуплялись из яиц. В воздушный шарик положите фигурку динозавра и залейте её подкрашенной водой, затем отправьте шарик в морозилку. Когда вода замёрзнет, зовите юных палеонтологов. Снимите с яиц «скорлупу» шарика, рассмотрите динозавра в толще льда. Доставать игрушку можно с помощью маленького молотка (только делать это нужно в очках для плавания, чтобы мелкие льдинки не повредили глаза).

26. Мороженое из бананов


Сделать фруктовое мороженое можно всего из одного ингредиента. Возьмите бананы (лучше немного переспевшие), снимите кожуру и нарежьте на тонкие кусочки. Положите в морозилку. Через пару часов достаньте замороженные бананы и перемешайте в блендере, пока масса не станет напоминать густую сметану. Мороженое можно есть сразу или разложить в формочки и заморозить повторно. Дети постарше справятся с приготовлением сами!

Все эти вроде простенькие занятия помогают младенцу приобретать опыт – физический, эмоциональный, интеллектуальный. А это трио имеет решающее значение для развития детского мозга.

Прикосновения Обратите внимание папы на то, с каким большим удовольствием дочка/сынок вслушивается в то, что он говорит.

Пусть папа, приговаривая или напевая (что ещё лучше), ласково касается различных частей тела ребёнка и называет их – ему это очень понравится.

Новорождённый лучше всего видит объекты (в том числе и лицо человека), которое находится от него на расстоянии от 20 до 30 см (идеальное – 25). А месячного малыша уже очень интересует всё, что происходит вокруг – он видит объекты на расстоянии до 90 см. Самое первое, что узнаёт ребёнок – лица своих родителей и/или близких – тех, кто чаще с ним занимается.

Гримаски Наклонившись к ребёнку, стройте ему гримаски – меняйте выражение своего лица (высуньте язык, поводите носом, вытяните губы в трубочку и т. п.).

Взяв малыша на ручки, подойти к окошку и вместе понаблюдать – например, за голубем, усевшимся на подоконник, за веткой, качающейся за окном…

Узнавай-ка Поговорите со своим малышом, а потом – продолжая с ним разговаривать – наденьте на голову поочерёдно шапку… бейсболку… подушку… бандану… (Не меняйте свою «одежду», пока не почувствуете, что в ней он вас всё-таки узнает).

Последи Пусть папа возьмёт яркий предмет (игрушку, бант и т. п.) и подержит перед ребёнком. Как только взгляд малыша «зацепится» за игрушку – можно медленно повести её в сторону…. обратно… в другую сторону… скорость должна быть такой, чтобы ребёнок следил за перемещающимся предметом

Тактично напомните папе: как только малыш начинает капризничать – значит, это занятие надоело или (что вероятнее) – он устал. Дайте ему отдохнуть – просто поносите на ручках, покачайте.

Потягушечки Положите ребёнка к себе на колени. Вложите в его ладошки свои пальцы (большой и большой), остальными охватите кисти его ручек. И осторожно потяните к себе. Малыш, вцепившийся в ваши пальцы, начнёт приподниматься. Как только хватка младенца ослабнет – вернитесь в исходное положение.

А в детской кроватке можно натянуть крепкую ленточку – так, чтобы ребёнок, взмахивая ручками, случайно дотягивался до неё. И тогда подобные упражнения вскоре он начнёт проделывать сам.

Самолётик Папа ложится на спину, и, крепко удерживая малыша, поднимает его на вытянутых руках. Вверх – вниз – взлетели – и «сели на аэродром» широкую папину грудь.



Если малыш сопротивляется – сразу же прекращайте занятия. Заставлять/принуждать младенца нельзя.

Но попробовать повторить, более плавно и осторожно, можно. В следующий раз.

Самоделка Покажите ребёнку прозрачную пластиковую бутылку. На глазах у младенца неторопливо начинайте туда кидать камешки, или орешки, или пуговицы.

Закрутите надёжно пробку и потрясите новенькую игрушку. Вручите её малышу – и он с большим удовольствием будет рассматривать, что там, внутри, прыгает и катается.

До года малыш наблюдает, как играет с ним взрослый. Кое-что повторяет при этом. После года переходит к совместной игре.

Поиск предмета На глазах у младенца положите в коробку игрушку, например, зайчонка. Закройте крышкой. Положите перед ребёнком. Спросите: «Где зайчик?» и помогите его отыскать.

Если не получается – значит, до коробочек пока не дорос. Кладите предмет в пакет – так, чтобы зайчик оказался внутри, а ушки слегка высовывались из пакета.

Месяцам к девяти можно так поиграть: спрятать игрушку где-нибудь в комнате и вместе искать её. В процессе поиска спрашиваете: «Где зайчик? На диване?… Нет, на диване зайчика нет… Под стулом… Нет… Где же наш зайчик?», – и в процессе активно поиска продвигаетесь ближе и ближе… помогая малыша самому обнаружить спрятанный вами предмет.

Музыканты Возьмите деревянную ложку, другую дайте ребёнку. Покажите, как весело можно ими стучать.

Попробуйте постучать в каком-нибудь ритме. Вряд ли малыш повторит его, но – сам ритмический рисунок детворе очень нравится.

Можно вместе с постукиванием что-нибудь напевать. Вполне вероятно, что маленький музыкант постарается к этой песенке присоединиться.

Тик – так Возьмите часы (обычные, не электронные). Дайте послушать ребёнку, как они «тикают – такают». Позвольте потрогать их, подержать.

Спрячьте часики под одеялко и спросите ребёнка: «Где часы? Где тик – так?». Помогите часы отыскать, ориентируясь по звуку.



Фонарик Зажгите фонарик. Обратите внимание малыша на свет, «выбегающий» из него. Медленно поведите фонариком из стороны в сторону – так, чтобы младенец мог за ним уследить.

Выключите фонарик. Снова включите. Наведите свет на кроватку, на ножку своего малыша…

Можно закрыть фонарик цветной плёнкой – малышам очень нравится, когда меняется цвет предмета, до которого добирается луч.

Переворотики Положите своего малыша на животик по центру дивана (ещё надёжнее – на пол). Покажите завлекательную игрушку. Как только он ею заинтересуется – отведите игрушку в сторону. Следя за ней, малыш тоже постарается повернуться. Главное – он потянется всем телом, а такие «потягушечки» укрепляют мышцы живота и спины и вскоре помогут ему научиться переворачиваться самостоятельно – со спины на животик. А это – уже существенный шаг по пути обучения к «сам встаю», «сам сажусь».

В ямку «бух»! Посадите малыша на колени. Читая незамысловатый стишок, изображайте все действия, о которых там говорится.

Поехали – поехали

За сладкими орехами

По гладенькой дорожке

Дорожке, дорожке,

По кочкам, по кочкам, по кочкам,

В ямку – бух!

Чтобы малыш не перепугался, поначалу «бух!» делайте небольшое и замедленное – чуть опустили ребёнка между своих колен и вернули обратно.

Поваляйки Лягте на пол, а рядышком пристройте своего малыша. Пусть полежит и/или поползает рядом. А если лето, а если устроиться на траве – ещё лучше: ребёнок получает массу новеньких ощущений (запахи, касанье травинок, тени и свет…). Психологи знают: ранние детские ощущения определяют на физическом уровне те «тропинки – дорожки», которыми нервные клетки мозга соединяются между собой. Чем больше «протаптывается «тропинок» – тем лучше для развития малыша.

Ещё удобнее – приобрести надувной бассейн. Надуваете, кладёте туда несколько мягких игрушек и – запускаете малыша. Его высокие бортики не дадут малышу ускользнуть, если случайно задремлете.

Раз, два, три – урони! Малыши очень любят ронять что-то на пол. Но это не вредность – таким незатейливым способом они проводят исследования. Да и мышцы заодно тренируют.

Приготовьте побольше небьющихся предметов, устройте ребёнка подле себя и – вручайте ему поштучно. Например, ключи: позвенели ими, дали в ручки своему малышу – он тоже попробует позвенеть – и бросить. (Если сам ещё мал и выронить не получается – разожмите детские пальчики). Ложку, скомаканую бумажку, мячик (и т. д. и т. п.). Вся ваша задача – вовремя подавать и… отдыхать.

Му – мяу – гав! Малыши любят всё повторять за взрослыми. Это подражание помогает им многому научиться, в том числе – произнесению слов.

Возьмите игрушки (для тех, кто постарше – картинки) разных животных. Показываете и говорите, примерно вот так: «Кто это? Это овечка. Как говорит овечка? Овечка говорит «бе-бе». Дождитесь, чтобы малыш попробовал изобразить те же звуки, поиграйте с «бе-бе» и переходите к следующей игрушке.

(О том, чем ещё папа может заняться с ребёнком, вы найдёте в главах 7 и 9)

Ну вот, мы вам дали общее направление. А по ходу действия папа сам, конечно же, сможет уже ориентироваться. А ребёнок подскажет. Не словами, так жестами и поступками. Просто надо приглядываться – к чему малыш тянется, что заинтересовало его. И поддерживать, и неназойливо направлять.